Петр Шкуматов: единственная возможность выжить в будущем на страховом рынке — внедрять ИИ во все бизнес-процессы

Петр Шкуматов: единственная возможность выжить в будущем на страховом рынке — внедрять ИИ во все бизнес-процессы

Об этом на вебинаре «ИИ в страховании: возможности и риски. В продажах, коммуникации, урегулировании» (вебинар проходил в рамках подготовки форума InsuretechDay-2025) заявил Петр Шкуматов, эксперт в области автострахования, такси и авторынка, а также в области цифровых моделей бизнеса в этих сегментах.

По его мнению, страховщики разделятся на две категории. Первая категория — это крупные компании, которые будут иметь собственные модели искусственного интеллекта, причем обучать их они будут сами. При этом, отметил Шкуматов, в России только одна или две компании пока идут в этом направлении. Более мелкие компании, очевидно, будут пользоваться чужими API. 

Приглашаем продолжить обсуждение темы про ИИ в страховании 24–25 июля 2025 на InsurtechDay 2025. Он посвящен внедрению цифровых технологий и инноваций на российском страховом рынке. Программа и спикеры


«То есть если у вас еще нет отдела по искусственному интеллекту, то его надо создавать. Очевидно, что пользу он принесет. Еще не поздно вступить в эту гонку, но если вы опоздаете и вовремя не сориентируетесь, то, скорее всего, рыночные условия в ближайшем будущем окажутся для вас неблагоприятными. Потому что ваши конкуренты будут обладать более дешевыми, более быстрыми решениями, вы же будете работать по старинке, и это будет долго, дорого и неудобно. Клиенты разбегутся», — сказал эксперт.

Скоро искусственный интеллект возьмет на себя больше задач, и, соответственно, многие сотрудники останутся без работы. Квалифицированные юристы, опытные маркетологи, которые способны разбираться в сложных случаях, работу сохранят. Но люди, которые работают на стандартных коробочных продуктах, будут вынуждены искать другую работу или переквалифицироваться. 

«В то же самое время, например в сфере маркетинга и особенно юриспруденции будет рост спроса на качественный “AI-промптинг”, то есть на качественную постановку задач для искусственного интеллекта, ну, и, конечно же, на этическую экспертизу. Это все уже происходит в других странах мира. И я думаю, что в России это тоже неизбежно будет происходить, просто с небольшим опозданием», — сказал Шкуматов.

По его словам, за рубежом есть много страховых компаний, которые начали сокращать персонал. Сокращения значительные, и они как раз вызваны проникновением искусственного интеллекта в страховой бизнес.

На сегодняшний день в некоторых странах страховщики сообщают, что до 93% полисов оформляется искусственным интеллектом без участия человека. По сути андеррайтинг происходит именно в автоматическом режиме и делают это специально обученные модели. Оставшиеся 7% это сложные случаи, к решению которых привлекают оставшихся квалифицированных специалистов. В результате те люди, которые занимались оценкой рисков, уже частично потеряли работу. 

Аналогичная ситуация с операторами, которые отвечают на наши звонки. Достаточно большое количество компаний уже перешли на использование роботов. И общение уже идет не с живым человеком, даже голосовое общение заменяет робот.  Клиентский сервис и страховые агенты заменяются чат-ботами и маркетплейсами. Урегулирование полностью переходит под контроль переписки с чат-ботами. При этом страховые компании, опять же в других странах, уже готовятся сократить от 50% до 80% сотрудников колл-центров и оценщиков. Ведь оценка ущерба тоже осуществляется специализированными моделями ИИ с очень низким процентом ошибок. Таким образом, привычное нам общение с живым человеком, экспертом, консультантом — это в недалеком будущем станет узким и по сути премиальным сегментом. Такой сервис будет стоить значительно дороже и станет нишевым.

«Сейчас, конечно, это сложно представить, но ИИ даже сегодня, на ранней стадии развития, может сокращать затраты в десятки раз по сравнению с участием человека. Такой разрыв в стоимости выполнения той же самой работы неизбежно приведет к замещению множества сотрудников на модели искусственного интеллекта и появлению полностью цифровых страховых компаний. Из классической модели работы с клиентами на рынке останутся только те страховые компании, кто сможет предлагать премиальный сервис. Что такое премиальный сервис в мире недалекого будущего? Это когда человек оказывает услугу другому человеку. То есть когда человек, покупатель страхового продукта, может общаться с таким же человеком, как он, а не с чатом GPT или с другой языковой моделью», — сказал Петр Шкуматов.

Поэтому страховые агенты и страховые компании либо начнут предоставлять премиальный сервис, когда человек может им напрямую позвонить в любое время и решить какие-то вопросы, либо уйдут с рынка, либо будут вынуждены внедрить в свои бизнес-процессы искусственный интеллект для масштабного снижения издержек и стать настоящей цифровой страховой компанией.

InsurtechDay 2025 — это форум про цифровые технологии и инновации на российском страховом рынке. Он пройдет 24–25 июля 2025 в Москве. Вы узнаете, как эффективно применять цифровые технологии для трансформации CX (клиентского опыта) в страховании, реальный опыт и кейсы внедрения инноваций, возможности ИИ, Big Data и блокчейна и многое другое. Присоединяйтесь!
phone
send chat close