За последний год число людей, чье мнение стало хуже, увеличилось с 8% до 22%. Об этом сообщает «Российская газета».
Исследователи отмечают: рост страхового рынка — по итогам 9 месяцев 2025 г. он достиг 2,8 трлн р. — сопровождается снижением лояльности страхователей. Чаще всего россияне стали отказываться от страховок, оформленных при получении кредита. Однако общая оценка практической ценности страхования остаётся стабильной: 44% уверены, что расходы на страховую защиту не напрасны.
Доверие населения становится ключевым фактором дальнейшего развития рынка. «Ожидания клиентов меняются быстрее, чем предложения на рынке. Чтобы стабилизировать отношение потребителей, страховым компаниям важно повышать качество сервиса и улучшать прозрачность условий на всех этапах — от оформления до урегулирования», — подчеркнул заместитель генерального директора НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Во Всероссийском союзе страховщиков одним из главных индикаторов удовлетворенности считают уровень жалоб. «Здесь очевидны позитивные сдвиги, подтвержденные статистикой Банка России, и рынок прилагает усилия для постоянного сокращения количества обращений», — сообщили в ВСС. За январь—сентябрь 2025 г. число жалоб снизилось на 54,4%, наиболее заметно — по ОСАГО (—70% по коэффициенту бонус-малус).
«Сегодня можно сказать, что рынок максимально устойчив, а колебания доверия могут происходить из-за неоправданных ожиданий отдельных страхователей или неполной идентификации условий договора при его заключении», — отметили в союзе.
Однако эксперты указывают и на системные причины недовольства. Галактион Кучава («НФ. Аналитика») связывает рост негативных оценок с агрессивными продажами сложных продуктов, затяжным урегулированием убытков и непрозрачными отказами. Каждый подобный случай, подчеркивает он, бьет по репутации всего рынка.
Для восстановления доверия страховщикам, по его мнению, необходима глубокая трансформация бизнес-моделей: упрощение страховых продуктов и коммуникации, полная прозрачность условий выплат, а также цифровизация процессов. «Внедрение технологий, позволяющих практически в реальном времени отслеживать статус заявки и получать автоматические выплаты по стандартным случаям, станет лучшим доказательством честности намерений», — считает эксперт.
В ВСС отмечают, что отрасль уже движется в этом направлении: «Страховое сообщество продолжает работу по повышению прозрачности условий страхования, росту клиентской ценности продуктов и развитию финансовой грамотности. Уверены, что эта работа окажет существенный вклад в повышение доверия к страховым компаниям».